Блоги и образовательный процесс
Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник,
онлайн-дневник) — веб-сайт,
основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие
текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные
записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке
(последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются
средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут
вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих
блогах).
Функции блогов:
1. коммуникативная функция: большинство блогеров говорят, что ведут или читают блоги ради общения с
интересными им людьми. В первую очередь это возможность сказать что-то один раз
так, чтобы это услышали многие.
Как для «читателей», так и для «писателей» можно
выделить два направления коммуникативной мотивации в использовании
блогов — общение со знакомыми и расширение круга общения.
2. функция самопрезентации: несколько респондентов отмечали, что изначально
задумывали создать персональную страничку (сайт в Интернете), но позже, узнав о
том, насколько легко вести блог, предпочли эту форму изложения информации о
себе. Существует класс блогов, предназначенных для публикации и обсуждения
произведений автора (прозы, стихов, фотографий, рисунков), однако и обычный
дневник несомненно несёт информацию о личности автора. «Веду дневник, чтобы
меня читали»,— могут сказать многие блогеры.
3. функция развлечения: многие люди предпочитают ведение блога, чтение блогов
и дискуссии в комментариях в качестве развлекательного времяпрепровождения,
особенно, если они по каким-либо причинам ограничены в других средствах
развлечения, кроме интернета, и имеют довольно много свободного времени,
которое надо тратить, например, молодые матери составляют заметную часть
сообщества блогеров — им всегда есть о чём написать в свой блог, у них
много вопросов, с которыми они могут обратиться к другим и т. д. Блоги
представляют собой неисчерпаемый источник развлекательного чтения.
4. функция сплочения и удержания
социальных связей: блоги, выполняя функции социальных
сетей, позволяют поддерживать прервавшиеся в реальной жизни социальные связи и
лучше узнавать своих знакомых.
5. функция мемуаров: как и традиционный бумажный дневник, блог, помимо
новых функций, может осознаваться и как несущий функцию мемуаров, места для
каких-то записей, которые могут пригодиться в будущем, способом не забыть о
подробностях тех или иных событий своей жизни.
6. функция саморазвития, или рефлексии: эта функция связана с тем, что блог предоставляет
возможность участникам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому
автор стремится.
7. психотерапевтическая функция: встречаются также упоминания о психотерапевтической
функции блога, которая либо предполагалась заранее, либо была осознана в
процессе ведения записей — «выплеснуть эмоции», «изложить наболевшее»,
«для успокоения нервов, в конце концов».
8. продвижение товаров и услуг: с помощью блогов можно отслеживать то, что говорит
множество людей о вашем рынке, организации, товарах. Принимать непосредственное
участие в обсуждении, размещая комментарии в блогах других людей. Блог Википедия
Виды образовательных блогов.
1. Блог
учителя-предметника (преподавателя)
Он
может содержать: планы или материалы урока, краткие конспекты, задания
учащимся, полезные ссылки, дополнительную информацию для учащихся,
учебные видео, полезные и интересные гаджеты, форму обратной связи и т.д. Пример: Блог учителя химии
2.
Блог класса (школы, творческого объединения)
Вы
можете создать блог своего класса, в качестве соавторов могут участвовать
ученики (и родители), размещать информацию о проводимых учебных и
воспитательных мероприятиях, объявления, учебные материалы (д/з!); информацию
для родителей; фотографии и видео класса; работы учащихся и многое другое. Пример: блог школы
3.
Блог сетевого сообщества
Сетевые
сообщества - это обмен опытом и знаниями, копилка учебных материалов, полезные
ссылки и онлайн работа. Пример: Учим и учимся по новому
4.
Блог предметного объединения
Подобные
блоги создаются с целью объединения учителей предметных секций. В них может
содержаться информация для учителей-предметников, объявления о конкурсах и их
результаты, новости в своей предметной области , учебные материалы и ссылки на
интересные блоги. Пример: МО учителей информатики
5.
Блог - "электронная тетрадь ученика"
Ученики
могут использовать блог как электронную тетрадь для выполнения заданий по
различным предметам. У учителя есть возможность прокомментировать выполненное
учеником задание прямо в блоге. Пример: Электронные тетради
6.
Блог - школьная газета
Удобная
форма для создания, использования и редактирования школьной газеты. Широкое
поле деятельности для учеников: позволяет проводить различные опросы, устраивать
дискуссии, конкурсы, демонстрировать фотографии, видео и т.д.
Пример: Реальная газета
7.
Блог администратора учреждения (например, директора);
В
нём может размещаться нормативная информация по образовательному учреждению,
объявления планы работы, формы отчётности. Пример: Блог директора лицея
Пять особенностей коммуникативного поведения учителя-блоггера:
1. Блоггер
рождается с чтения блогов других авторов.
Это
так! Никто еще не стал блоггером, просто решив – дай-ка я начну описывать
свои школьные будни! Ведь как поначалу кажется? Что это не особенно
кому-то интересно - читать о том, что у всех похоже... Да и текст как-то
не складывается - описанию чего угодно тоже надо сначала научиться. Не
только, тому - "Что писать?", но и тому - "Как
писать?". Оказывается, самый простой способ научиться - действовать
по образцу, наблюдая за действиями других, и пытаясь похожее маленькое
действие сделать самостоятельно. И постепенно открывать в себе новые
способности... Для начала - способность находить интересное в своей
собственной работе! Затем - способность интересно написать об этом... Если
не выходит сразу хороший текст, можно начать с фоторепортажа, снабженного
краткими комментариями. Для многих поначалу именно такое действие
оказывается проще!
2. В
сообществе блоггеров принято ссылаться на других.
Учителя-блоггеры
любят "ходить к другу в гости", это естественно, ведь, как и в
реале, не выходя за стены своего класса, вряд ли научишься чему-то новому.
Ну, а если уж зашел и что-то интересное заприметил, то возникает желание
"утащить" это интересное к себе в блог. Утаскивай на здоровье!
Но прояви вежливость - обязательно укажи автора и дай на него ссылку у
себя. Вдвойне приятно будет потом увидеть у кого-то другого ссылку на свой
блог.
3. Блоггеры
постоянно учатся.
Причем, учатся
всему... Во-первых, ведению самого блога и использованию разных полезных
веб-сервисов, во-вторых, новым приемам организации обучения,
"подсмотренным" у других учителей, в-третьих, и, может быть, это
одно из самых важных "влияний" блоговедения на учителей - они
учатся новым способам общения с учениками, их родителями, коллегами. Для
налаживания взаимодействия с разными группами своих читателей, как бы
приходится заново учиться писать, чтобы быть прочитанным своей аудиторией
и быть понятым ею. Получается, что личный блог учителя помогает ему
самостоятельно овладевать новой грамотностью, побуждая практиковаться в
создании текстов или мультимедийных объектов.
4. Блоггеры
следуют правилу: "Узнал сам - передай другому!"
Делиться
знаниями - это вообще профессиональная учительская черта! Но у блоггеров
она развита особенно. Если я заимствую в других блогах красивую идею и
интересную цитату, или вставляю в свой блог презентацию/"карту
памяти", разработанную другим автором, я, тем самым, способствую
распространению качественного контента. То есть, не "учу", в
буквальном смысле, но поддерживаю распространение полезной и ценной в моем
профессиональном кругу информации. Информационные потоки поддерживаются
интересом и усилиями блоггеров, оставляющих отзывы, комментарии и ссылки
на образовательные объекты, разбросанные по разным сайтам. Таким образом,
блоггеры, постепенно становясь все более многочисленным сообществом, могут
способствовать возникновению своеобразной моды на самое разное: объекты,
инструменты, методики... Становиться законодателями "моды на
образование".
5. Блоггер
часто начинает вести несколько разных блогов.
Действительно,
инструмент блога оказался так прост и доступен, что учителя, освоившие
его, и оценившие его удобство, спустя некоторое время после открытия
своего первого блога, открывают второй, а потом и третий блог. Легкость
создания блога побуждает распределять между блогами разные области своей
профессиональной деятельности. Заглянем в профиль Ольги Асафьевой на
Blogger и увидим, что она ведет сразу несколько блогов... Один блог - для
создания копилки методических материалов, другой - в поддержку учебного
проекта, третий - коллективный классный блог - для общения с учениками
своего класса и родителями.
Блог в образовании: мода или необходимость?
Комментариев нет:
Отправить комментарий