среда, 22 октября 2014 г.

Образовательные блоги

Блоги и образовательный процесс

Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
Функции блогов:
1. коммуникативная функция: большинство блогеров говорят, что ведут или читают блоги ради общения с интересными им людьми. В первую очередь это возможность сказать что-то один раз так, чтобы это услышали многие. 
Как для «читателей», так и для «писателей» можно выделить два направления коммуникативной мотивации в использовании блогов — общение со знакомыми и расширение круга общения. 
2. функция самопрезентации: несколько респондентов отмечали, что изначально задумывали создать персональную страничку (сайт в Интернете), но позже, узнав о том, насколько легко вести блог, предпочли эту форму изложения информации о себе. Существует класс блогов, предназначенных для публикации и обсуждения произведений автора (прозы, стихов, фотографий, рисунков), однако и обычный дневник несомненно несёт информацию о личности автора. «Веду дневник, чтобы меня читали»,— могут сказать многие блогеры.
3. функция развлечения: многие люди предпочитают ведение блога, чтение блогов и дискуссии в комментариях в качестве развлекательного времяпрепровождения, особенно, если они по каким-либо причинам ограничены в других средствах развлечения, кроме интернета, и имеют довольно много свободного времени, которое надо тратить, например, молодые матери составляют заметную часть сообщества блогеров — им всегда есть о чём написать в свой блог, у них много вопросов, с которыми они могут обратиться к другим и т. д. Блоги представляют собой неисчерпаемый источник развлекательного чтения.
4. функция сплочения и удержания социальных связей: блоги, выполняя функции социальных сетей, позволяют поддерживать прервавшиеся в реальной жизни социальные связи и лучше узнавать своих знакомых.
5. функция мемуаров: как и традиционный бумажный дневник, блог, помимо новых функций, может осознаваться и как несущий функцию мемуаров, места для каких-то записей, которые могут пригодиться в будущем, способом не забыть о подробностях тех или иных событий своей жизни. 
6. функция саморазвития, или рефлексии: эта функция связана с тем, что блог предоставляет возможность участникам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор стремится. 
7. психотерапевтическая функция: встречаются также упоминания о психотерапевтической функции блога, которая либо предполагалась заранее, либо была осознана в процессе ведения записей — «выплеснуть эмоции», «изложить наболевшее», «для успокоения нервов, в конце концов». 
8. продвижение товаров и услуг: с помощью блогов можно отслеживать то, что говорит множество людей о вашем рынке, организации, товарах. Принимать непосредственное участие в обсуждении, размещая комментарии в блогах других людей. Блог Википедия
Виды образовательных блогов.
1. Блог учителя-предметника (преподавателя)
Он может содержать: планы или материалы урока, краткие конспекты, задания учащимся,  полезные ссылки,  дополнительную информацию для учащихся, учебные видео, полезные и интересные гаджеты, форму обратной связи и т.д. Пример:  Блог учителя химии

2. Блог класса (школы, творческого объединения)
Вы можете создать блог своего класса, в качестве соавторов могут участвовать ученики (и родители), размещать информацию о проводимых учебных и воспитательных мероприятиях, объявления, учебные материалы (д/з!); информацию для родителей; фотографии и видео класса; работы учащихся и многое другое. Примерблог школы

3. Блог сетевого сообщества
Сетевые сообщества - это обмен опытом и знаниями, копилка учебных материалов, полезные ссылки и онлайн работа. Пример:  Учим и учимся по новому

4. Блог предметного объединения
Подобные блоги создаются с целью объединения учителей предметных секций. В них может содержаться информация для учителей-предметников, объявления о конкурсах и их результаты, новости в своей предметной области , учебные материалы и ссылки на интересные блоги. Пример:  МО учителей информатики

5. Блог - "электронная тетрадь ученика"
Ученики могут использовать блог как электронную тетрадь для выполнения заданий по различным предметам. У учителя есть возможность прокомментировать выполненное учеником задание прямо в блоге. ПримерЭлектронные тетради

6. Блог - школьная газета
Удобная форма для создания, использования и редактирования школьной газеты. Широкое поле деятельности для учеников: позволяет проводить различные опросы, устраивать дискуссии, конкурсы, демонстрировать фотографии, видео и т.д. 

7. Блог администратора учреждения (например, директора);
В нём может размещаться нормативная информация по образовательному учреждению, объявления планы работы, формы отчётности. Пример:  Блог директора лицея

Пять особенностей коммуникативного поведения учителя-блоггера:
1. Блоггер рождается с чтения блогов других авторов. 
Это так! Никто еще не стал блоггером, просто решив – дай-ка я начну описывать свои школьные будни! Ведь как поначалу кажется? Что это не особенно кому-то интересно - читать о том, что у всех похоже... Да и текст как-то не складывается - описанию чего угодно тоже надо сначала научиться. Не только, тому - "Что писать?", но и тому - "Как писать?". Оказывается, самый простой способ научиться - действовать по образцу, наблюдая за действиями других, и пытаясь похожее маленькое действие сделать самостоятельно. И постепенно открывать в себе новые способности... Для начала - способность находить интересное в своей собственной работе! Затем - способность интересно написать об этом... Если не выходит сразу хороший текст, можно начать с фоторепортажа, снабженного краткими комментариями. Для многих поначалу именно такое действие оказывается проще!

2В сообществе блоггеров принято ссылаться на других. 
Учителя-блоггеры любят "ходить к другу в гости", это естественно, ведь, как и в реале, не выходя за стены своего класса, вряд ли научишься чему-то новому. Ну, а если уж зашел и что-то интересное заприметил, то возникает желание "утащить" это интересное к себе в блог. Утаскивай на здоровье! Но прояви вежливость - обязательно укажи автора и дай на него ссылку у себя. Вдвойне приятно будет потом увидеть у кого-то другого ссылку на свой блог.

3Блоггеры постоянно учатся. 
Причем, учатся всему... Во-первых, ведению самого блога и использованию разных полезных веб-сервисов, во-вторых, новым приемам организации обучения, "подсмотренным" у других учителей, в-третьих, и, может быть, это одно из самых важных "влияний" блоговедения на учителей - они учатся новым способам общения с учениками, их родителями, коллегами. Для налаживания взаимодействия с разными группами своих читателей, как бы приходится заново учиться писать, чтобы быть прочитанным своей аудиторией и быть понятым ею. Получается, что личный блог учителя помогает ему самостоятельно овладевать новой грамотностью, побуждая практиковаться в создании текстов или мультимедийных объектов.

4Блоггеры следуют правилу: "Узнал сам - передай другому!" 
Делиться знаниями - это вообще профессиональная учительская черта! Но у блоггеров она развита особенно. Если я заимствую в других блогах красивую идею и интересную цитату, или вставляю в свой блог презентацию/"карту памяти", разработанную другим автором, я, тем самым, способствую распространению качественного контента. То есть, не "учу", в буквальном смысле, но поддерживаю распространение полезной и ценной в моем профессиональном кругу информации. Информационные потоки поддерживаются интересом и усилиями блоггеров, оставляющих отзывы, комментарии и ссылки на образовательные объекты, разбросанные по разным сайтам. Таким образом, блоггеры, постепенно становясь все более многочисленным сообществом, могут способствовать возникновению своеобразной моды на самое разное: объекты, инструменты, методики... Становиться законодателями "моды на образование".

5Блоггер часто начинает вести несколько разных блогов.
 Действительно, инструмент блога оказался так прост и доступен, что учителя, освоившие его, и оценившие его удобство, спустя некоторое время после открытия своего первого блога, открывают второй, а потом и третий блог. Легкость создания блога побуждает распределять между блогами разные области своей профессиональной деятельности. Заглянем в профиль Ольги Асафьевой на Blogger и увидим, что она ведет сразу несколько блогов... Один блог - для создания копилки методических материалов, другой - в поддержку учебного проекта, третий - коллективный классный блог - для общения с учениками своего класса и родителями.
Блог в образовании: мода или необходимость?







Комментариев нет:

Отправить комментарий